Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Так, если при нормально сформированной стопе ребенок второго года жизни делает 1013 движений, третьего года – 2062,6, то при уплощении 1 степени – 937,5 и 1775 соответственно. У детей второго года жизни с уплощением стопы 2-3 степени число локомоций в час не превышает 700, а у детей третьего года жизни – в пределах 1,5 тысячи. Ранее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его.
Потому особое значение имеет организация профилактики плоскостопия в раннем возрасте. Эта работа должна проводиться под руководством родителей дома и медперсонала в дошкольных учреждениях. Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер его должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой или резиновой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5-2 см., для подростков – 3-4 см. Дети страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.
Для предупреждения плоскостопия необходимо укрепить мышцы, поддерживать свод стопы, что достигается применением обще-развивающих специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности. Главное назначение коррегирующих гимнастик – активное пронирование стопы (положение стопы на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выбрать правильные жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.
Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальное коррекция стопы.
Упражнения для коррекции стопы:
- Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 мин.
- Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе 2-5 мин.
- Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.
- Ходьба по палке.
- Катание мяча поочередно одной и другой ногой.
- Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 мин.
- Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.
- Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.
- Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.
- Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).
Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гигиеническую гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде, в теплое время ходить босиком по грунту.
|