Успехи музыкального развития дошкольников во многом
зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он
общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности
каждого ребенка.
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя
помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных
инструментах.
Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах
дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью
ждет этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на
протяжении всего музыкального занятия, то детям передается его настроение.
Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то
роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является
участником всех видов детской деятельности: поет и танцует с ребятами,
загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, на погремушках.
Первоначальные
музыкальные, самостоятельные
проявления у малышей еще не устойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает
возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам,
показывает, как ими пользоваться. Вместе с музыкальным руководителем обыгрывает
на занятиях музыкальные дидактические игры.
Вместе с детьми он выполняет ритмические упражнения на
погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя.
Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми
в группе. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание,
слышать и различать детские музыкальные инструменты (барабан, бубен,
погремушки).
В средней группе педагог вместе с музыкальным
руководителем знакомит детей с
музыкальными инструментами – металлофоном, треугольником и др. При этом
обязательно исполняет мелодию с ребенком, так как музыкальный руководитель
играет фортепианное сопровождение. Воспитатель помогает ребенку освоить навыки
игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии. Если тот
затрудняется, проигрывает мелодию на своем инструменте (однотипном с
инструментом ребенка). Он играет вместе с детьми и в том случае, если мелодия
выучена и идет ее закрепление.
Часто, знакомясь с новыми пьесами, дети слушают игру на
музыкальных инструментах в исполнении музыкального руководителя и воспитателя.
Музыкальная деятельность детей вне занятий очень
разнообразна. Она проходит по чьей-то творческой инициативе, бывает различна по
форме. И очень важно в этой деятельности определить роль взрослого. Воспитатель
направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в
игры, в прогулку, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным
руководителем материал, при
необходимости подсказывает детям, как можно развернуть игру. На музыкальных
занятиях дети получают задания позаниматься в музыкальном уголке, конкретно
указывается попевка, которую они должны выучить на каком-то музыкальном
инструменте. Ребята самостоятельно разучивают несложные мелодии, помогают друг
другу. Воспитатель внимательно следить за игрой и в случае необходимости
приходит детям на помощь.
В свободное от занятий время воспитатель может проиграть
знакомую мелодию на инструменте. Это сближает его с детьми, создает
доброжелательную, непринужденную атмосферу.
Педагог, хорошо зная индивидуальные особенности детей,
внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих,
организует им помощь, выявляет наиболее способных детей. Эти дети затем
становятся лучшими помощниками воспитателя в обучении своих товарищей.
Особо необходимо участие воспитателя, когда дети начинают
играть ансамблем. Педагог следит за общим темпом исполнения, правильной
передачи ритмического рисунка, если необходимо приходить детям на помощь.
Участие воспитателя в процессе обучения детей игре на
музыкальных инструментах, его умение исполнять знакомые детские песни, попевки,
программные произведения дают возможность педагогу обыгрывать
музыкально-дидактические игры. В начале мы разучиваем их на занятиях, а
воспитатель продолжает играть с детьми в группе. В этих играх он может
исполнить как главную роль, так и второстепенную.
Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в
первую очередь подготовить его самого. Для этого необходимо запланировать целый
ряд мероприятий.
Во-первых, это индивидуальные занятия, в процессе которых
воспитатели учатся играть на детских музыкальных инструментах индивидуально и в
ансамбле.
Во-вторых, проведение консультаций, во время которых они
разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок песни.
Проведение консультаций в предпраздничные дни: занятия с ведущими, обыгрывание
различных игр, в том числе
музыкально-дидактических, которые требуют от ведущего владения
несколькими детскими музыкальными инструментами. Хорошо, если кто-либо из
воспитателей может играть на каком-то инструменте: аккордеоне, баяне, и
аккомпанировать на утреннике вместе с музыкальным руководителем. В детском саду
музыкальное воспитание рассматривается как одно из звеньев гармонического
развития детей дошкольного возраста. Если воспитатель сам любит музыку, активен
на музыкальных занятиях, праздниках, с удовольствием обучает детей игре на
музыкальных инструментах, то и дети в
этой группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело
проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное
от занятий время.
Благодаря совместной работе музыкального руководителя и
воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания
дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.
Музыкальный руководитель Трясейкина И. Н.
|