На третьем году жизни дети
становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность,
ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь,
начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением
культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности
продолжается развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и
приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия
окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в
пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно
возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения
взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и
рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они
осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые
предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи.
Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни
речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у
детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней –
действия.
Проявление собственно изобразительной деятельности
обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить
какой-либо предмет.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые
ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:
осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету, различать
мелодии и петь.
К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но
произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее
особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные
ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов,
импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко
заражаются эмоциональным состоянием сверстников. У детей появляются чувства
гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с
идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет.
Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него
формируется образ Я.
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений:
негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может
продолжаться от нескольким месяцев до двух лет. |