В дошкольном возрасте чаще всего плачут (по оценке
родителей) мальчики 3 и девочки 4 лет, что подчеркивает особую эмоциональную
чувствительность возраста.
Плач, как и радость, смех, - одно из наиболее частых
выражений эмоций у детей. Плач не всегда отрицательная эмоция, поскольку
существуют «слезы радости» при волнении и избытке чувств. Плач - особый язык
ребенка, и от того, как взрослый понимает его, во многом зависит
взаимопонимание с ним. Начиная с одного года, ребенок выражает свои потребности
не только плачем, но и словами, и плач остается преимущественно средством
выражения чувств.
Если ребенок мало говорит, но много плачет, это
симптом эмоционального расстройства, указывающий на боязнь выразить вслух свои
чувства и желания. Когда мало говорят и не плачут, это свидетельствует как о
флегматическом темпераменте, так и недоразвитии эмоций или их заторможенности и
депрессии. Так бывает при отставании в психическом развитии и сильных
переживаниях (в том числе связанных с ранним отрывом от матери), недостатке
положительных эмоций. Таким образом, плач - один из показателей эмоциональной
чувствительности, и характер его выражения зависит не только от особенностей
темперамента, но и от воспитания. Действительно, чрезмерная забота и опека на
фоне полной вседозволенности со стороны родителей сопровождаются повышенной
капризностью у детей, одним из проявлений и будет плач, доходящий временами до
истерик.
С другой стороны, плач - протест говорит об
ограничении жизненно важных интересов и потребностей, с которыми не может
примириться ребенок, об унижении его чувства собственного достоинства,
оскорблении и обиде. Иногда плач возникает, как способ привлечь внимание родителей,
как своеобразная просьба помочь, вмешаться, разрешить ту или иную ситуацию.
Плач - сигнал рефлекторно возникающего у грудных детей
чувства голода, желания спать и позыва к естественным отношениям.
Разнообразные функции плача: каприз (истерика), протест,
просьба, требование, жалоба (обида), плач - сигнал и разрядка - составляют его
«сложную психологическую структуру, то, что психологи определяют как язык
плача.
В функциональном отношении плач - экспрессивный способ
выражения чувств, признак эмоциональной чувствительности, сильное переживание
(аффект), способ эмоциональной коммуникации с самим собой и другими людьми,
послание (обращение, призыв) к кому-либо, выход чувств и «упражнение» для
легких.
Иногда ребенок ноет, со слов родителей, только потому,
что у него плохое настроение, беспокойство, им никто не занимается, и он не
может занять себя. В ряде случаев лежащее в основе данной формы плача
расстройство настроения вызвано и невропатической чувствительностью к перемене
погоды, физически плохим самочувствием и внутренними, не зависящими от
психологических причин колебаниями настроения.
Поэтому, очень важно понимать, почему ваш ребенок
плачет и с чем это связано. Способны ли вы что-либо сделать для него в тот или
иной момент. Живите в согласии и гармонии со своими детьми! Будьте счастливы! Н. А. Григорян, педагог-психолог МДОУ №222 г. Краснодара
|